© 2017 Mikhail Vladimirskiy

  

Как психологически подготовить ребенка к сдаче ЕГЭ

 Практически все школы делают одну довольно вредную вещь: пугают старшеклассников ЕГЭ. Происходит это в такой форме: "учитесь, а то ЕГЭ сдадите плохо, никуда не поступите".

 

 

Родителям можно говорить подобные вещи только тем детям, которые совсем уж «забили» на учебу. Если у чада нет внутренней мотивации учиться, приходится создавать внешнюю!

 

И вторая важная вещь, которую школы делают очень в разной степени: тренировка сдачи Единых экзаменов. Тренировка эффективно снимает излишний стресс, и кроме того, позволяет ребенку адекватно оценить свои шансы поступить в тот или иной ВУЗ. Школьную тренировку стоит дополнить домашней, причем особое внимание уделить ошибкам. Выявленные прорехи в знаниях надо закрывать, возвращаясь к соответствующим разделам учебников.

 

Полезно и участие в олимпиадах, оно дает навык сдачи экзаменов, а при блестящем знании предмета дает шанс на поступление вне конкурса, или, по крайней мере, дополнительные баллы при поступлении.

 

 

 

Если школьник мотивирован поступить в определенный вуз, он должен сдавать тренировочные экзамены с баллом, несколько превышающим проходной, по двум причинам.

 

Во-первых, каждый год проходные баллы немного подрастают. Во-вторых, в экзамене всегда присутствует элемент случайности. Поэтому стоит иметь некоторый запас прочности.

 

Второй, после тренировки, способ ослабить волнение – планирование. Планирование уменьшает неопределенность, вызывающую тревогу и волнение.

Нужно определить приемлемые для поступления вузы, как минимум первые три, а лучше все пять. Таким образом, при не самых удачных результатах экзамена трагедии не происходит – ребенок поступает в тот ВУЗ, заранее признанный приемлемым, куда проходит при полученных баллах. А если беды произойти не может- зачем чересчур волноваться?

 

Планирование также включает в себя правильное распределение времени на экзамене: отвечать сначала на легкие вопросы, потом на трудные, и обязательно перечитать, проверить написанное. Тренировки и планирование дают школьнику ощущение компетентности и контроля, другими словами, уверенности в себе в условиях экзамена.   

 

Еще одно: шпаргалки. Человек со шпаргалкой ощущает, что у него есть некий спасательный круг на случай трудных вопросов. Это придает уверенности. А главное, в процессе конспектирования материала в максимально компактном виде, материал переструктурируется, в шпаргалках часто рисуются схемы связей по типу mind maps, и это чрезвычайно эффективный способ усвоения знаний.

 

 

 

Третье, что хочется сказать: умеренный стресс, если он воспринимается позитивно, достоверно улучшает результаты экзаменов.

Если ребенок принимает позицию, что волнение идет на пользу, мобилизует, волнение станет его союзником, а не наоборот.

 

Стресс может быть позитивным! Ганс Селье, отец теории стресса называл его «вкусом и ароматом жизни», а главный отечественный авторитет в области исследования стресса Л.А. Китаев-Смык выделял творческий тип стрессового реагирования.

 

Кроме позитивных ожиданий от стресса, необходимы позитивные ожидания от самих экзаменов, настроение победителя.

 

В период напряженной учебы важен образ жизни. Спокойная обстановка дома, правильное питание, распорядок дня, включающий прогулки и физическую активность.

 

 

 

 

В случае чрезвычайно напряженной учебы или повышенной тревожности ребенка есть смысл включить в распорядок дня специальные техники расслабления: аутогенную тренировку, диафрагмальное дыхание, ци-гун, или занятия по методу «Ключ» доктора Хасая Алиева. Примерами всех этих техник изобилует youtube. 

 

Пожелаем выпускникам 2019 года традиционное "Ни пуха"!

 

 
 
 
Поделиться в Facebook
Поделиться в Twitter
Please reload

Недавние посты
Please reload