© 2017-2020

Mikhail Vladimirskiy

  

  • Михаил Владимирский

Синдром дефицита внимания: как определить и что делать


Синдром дефицита внимания, с гиперактивностью или без нее, выявляется у детей, когда обнаруживается их неспособность справиться с требованиями школы.

Международная классификация болезней последней версии МКБ-11, 2018 года относит этот диагноз к категории нарушений развития нервной системы.

Нарушения эти относятся к слабости функций волевого контроля и отбраковывания (оттормаживания) нежелательного поведения, за которую отвечают лобные доли коры мозга. Такой ребенок может обладать нормальным интеллектом и к удивлению родителей или учителей, привыкших к его не включенности в учебу, неожиданно выдавать хорошие результаты учебных заданий. Затем ребенок теряет интерес и снова начинает жить своей жизнью.

Оживляется в условиях соревнования и конкуренции, игровых форм учебы.

Нарушения раннего развития, приводящие к данному диагнозу не являются грубыми, если дефициту внимания не сопутствуют более тяжелые диагнозы, а сам СДВ(Г) вполне поддается нейропсихологической коррекции.

Медицинскими методами СДВ(Г), как считается, неизлечим, однако можно помочь ребенку его «перерасти».

Нейропсихологическая коррекция проводится в период, когда диагностируется СДВ (Г), с 6 до 12 лет, и чем раньше начинается, тем быстрее идет прогресс. Она включает в себя:

1. Создание благоприятной неврологической обстановки, а именно упорядочивание условий жизни, режима питания и сна.

2. Двигательные и когнитивные упражнения, постепенно обучающие ребенка отслеживать, а затем контролировать выполнение инструкций все большей сложности. Двигательная часть важна, так как нейропсихологи занимаются с ребенком замещающим развитием.

Если ребенок гиперактивно двигается, значит недостаточно ползал в младенческий период. Ползание – необходимый этап в созревании двигательных отделов лобной коры и формирования межполушарного взаимодействия. Заодно упражнения выявляют и позволяют избавиться от синкенизий, когда движению одной руки или ноги сопутствует непроизвольное движение другой части тела (руки, ноги, шеи).

Проходится комплекс упражнений для мимики лица. Так вырабатывается произвольность (в противоположность импульсивности) действий и внимания, тренируется функция лобного контроля, функции осознания схемы тела и произвольного управления им.

Через некоторое время наступает важный этап - от упражнений на полу переходим к упражнениям за столом, перебрасывая мостик к школьным занятиям.

Ребенок занимается со специалистом один раз в неделю, в присутствии кого-то из членов семьи, повторяющих упражнения с ребенком в остальные дни недели. Другой эффективный метод коррекции СДВ(Г) – биологическая обратная связь (БОС) по энцефалограмме. Ребенок находит состояние внимания, концентрации, компьютер узнает соответствующий волновой спектр ЭЭГ и поощряет ребенка, например, событиями в игре. Тренировки произвольного внимания делают это состояние привычным и доступным.

Третий метод - вспомогательный, медикаментозная помощь. В США он является основным, там детям массово прописывают риталин, психостимулятор из семейства метамфетаминов, запрещенный в РФ наркотик. Правомерность постановки диагноза СДВ(Г) у взрослым является спорной.

В России чаще говорят о дефицитарности лобных функций планирования и контроля, употребляют выражение «лобный синдром», либо ставят диагноз какого-либо компульсивного расстройства. Во всех этих случаях необходима помощь специалиста, и, чаще всего медикаментозная поддержка.

Кое что, и немало, может и сам человек, обнаружив трудности концентрации внимания и планирования своих действий.

1. Провериться у психолога, невролога или психиатра и, выполнить их назначения. 2. Как и в случае детского СДВГ, создать здоровую неврологическую обстановку. Порядок, покой, режим, сбалансированное питание.

3. Выработать привычку обдумывать свои действия перед их совершением. Это тренирует контрольную функцию лобных долей и способствует осознанности поведения.

4. Заняться медитацией, например дыхательной. Медитация вырабатывает привычку фокусировать внимание и противоположна рассеянности.

5. Заняться спортом. Это повышает тонус нервной системы и тренирует волевой (лобный) контроль.


Просмотров: 7